Искусство Бонсай

Декоративное искусство бонсай зародилось в Древнем Китае. Его появление относится примерно к 200 году до н. э. – 400 году н. э.
Древнекитайские сочетания «пан-сан» или «пан-чинг» дали название этому направлению искусства. Бонсай в переводе означает «дерево в чаше». Если искусство бонсай зародилось в Китае, то в Японии оно получило вторую жизнь. В Страну восходящего солнца оно проникло вместе с буддизмом в VI веке благодаря странствующим монахам.
Искусство бонсай не терпит суеты, требует внимательности и сосредоточенности. Выращивать карликовые деревья должен не только хороший садовод, знающий закономерности развития растений. Выращивать их должен прежде всего художник, не просто видящий прекрасное, но и чувствующий его.
Характерной чертой бонсай является то, что в отличие от других видов искусства оно никогда не приобретет законченную форму. Поэтому, чтобы воплотить в жизнь мечту о создании бонсай, понадобятся не только желание и определенные знания, но и терпение и, что очень важно, время.

Создав композицию из карликовых деревьев, ее нельзя оставить как нечто законченное, ведь маленькое деревце, подобно маленькому ребенку, постоянно растет, изменяется, чувствует. Настоящий художник должен постичь душу растения, чтобы воплотить свой замысел, не уничтожая его индивидуальность.
Истинным творцом бонсай может считаться лишь тот человек, который в любом, пусть даже на первый взгляд неприметном, деревце видит нечто необычное и прекрасное. Творения природы не всегда бывают совершенны, поэтому человек издавна стремится как-то преобразить окружающие его растения, придать им естественную и законченную форму.
Настоящий бонсай – маленький слепок со своего природного двойника. Одни деревца бонсай напоминают согнувшееся дерево под шквальным ветром, другие – островок леса.
Человек неосознанно стремится создать в своем доме живой уголок природы, наполненный свежестью зелени. Это объясняется тем, что люди сегодня живут в душном мире цивилизации, где почти все натуральное заменено искусственным. Кроме удивительной красоты карликовых деревьев, бонсай удобен тем, что не требует много места. Занимая небольшую площадь, он приносит огромное удовольствие, связанное не только с уходом за маленьким растением, но и с наблюдением за его изменениями и превращениями: крошечное дерево, как и большое, цветет, приносит плоды, сбрасывает листья.
Обладая красивой кроной и причудливо изогнутым стволом, бонсай имеет некоторые преимущества перед другими комнатными растениями. Так, например, цветы за недолгое время распускаются и увядают, а бонсай продолжает радовать глаз, даже сбросив листву.
«Бонсай» на японском языке означает не просто карликовое дерево, а способ выращивания растений в неглубоком горшке, блюде, подносе.
Декоративное искусство бонсай, перенесенное в Японию странствующими монахами, не сразу завоевало любовь и популярность в этой стране. Оно развивалось на протяжении многих столетий, его тайны передавались из поколения в поколение. Образцы бонсай, дошедшие до настоящего времени, по праву считаются национальным достоянием. Сохранившиеся культурные формы – это не только маленькие деревца, но и кустарники, и даже травянистые растения. Создавая живые произведения искусства, мастера бонсай с самых древних времен руководствовались одним и тем же принципом – «Через малое видеть великое». Используя минимальное пространство, художники воплощали в жизнь удивительное разнообразие и совершенную красоту природы.
При работе над созданием композиции бонсай мастера используют более 400 видов растений. Условия, в которых они произрастают, являются определяющим моментом в разделении их на «умеренные», т. е. требующие покоя в течение осенне-зимнего периода, и «интерьерные» – тропические и субтропические растения.
Однако вопрос о том, что же такое карликовые деревья, остается открытым. По-настоящему его понимают, пожалуй, только японцы, которые возвели выращивание миниатюрных растений в ранг искусства, способного тонко передать естественную природу. Создать бонсай без огромного терпения, любви и заботы просто невозможно.
Как уже говорилось выше, бонсай никогда не бывает полностью законченным, но относительно законченный бонсай представляет собой гармоничное сочетание растения, грунта и горшка (контейнера). Бонсай обладает всеми признаками большого дерева: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветки и плоды.
Карликовое дерево может быть различной высоты – от 35 см и выше. Все зависит от японской моды. Но, несмотря на небольшой рост, оно, как правило, имеет развитые формы, сравнимые с формами своих лесных собратьев.
При взгляде на карликовое дерево создается ощущение, что ветви этого маленького растения искривлены могучими ветрами, оно как бы сопротивляется их порывам и твердо держится в земле благодаря своим крепким корням. Ствол дерева короче некоторых боковых ветвей и как будто скручен таинственными силами природы. Корявый ствол и искривленные ветви покрыты яркими цветками или плодами, радующими глаз и создающими впечатление зарождающейся жизни.
Карликовое дерево – это уменьшенная копия дерева данного вида натуральной величины. Создавая бонсай, необходимо помнить, что если миниатюрное растение – это уменьшенная модель большого, то, соответственно, используемый грунт как можно больше должен напоминать природный ландшафт, на котором растет большой собрат крошечного деревца, чтобы гармонично вписываться в композицию.
Мастера бонсай предпочитают малое большому, их привлекают скромные растения. В японской культуре бонсай – это не только красивые декоративные композиции, но и своеобразный символ любви к природе. Поэтому японцы акцентируют внимание на тихом озере или реке, при наблюдении за которыми рождается японская философия жизни.
Такое видение окружающего мира стало отправной точкой в создании японцами маленького уголка жизни – пусть немного искусственной и даже иной раз нереальной, но все же миниатюрной копии живой природы. Бонсай – это и деревья с могучими корнями, покрытыми вековым мхом, и маленькие, но бурные водопады, роняющие свои воды в небольшое озеро. Вся эта красота создана руками человека, художника.
При взгляде на композицию бонсай создается впечатление, что это дерево не карликовое, а настоящей величины, и мы наблюдаем за ним, пролетая на воздушном шаре. Все выглядит настолько естественно, что возникает ощущение безмерного пространства.
На протяжении многих столетий в Японии складывались школы бонсай, каждая из которых и по сей день придерживается своего, веками выработанного стиля.
Кроме определенных стилей, у каждой школы бонсай сформулирована и своя классификация карликовых деревьев.
В некоторых из них используется сезонное разделение растений, согласно которому получается десять типов карликовых деревьев:
— вечнозеленые деревья, сохраняющие в течение года свой декоративный вид;
— растения, наиболее эффектные в весеннее время года;
— растения, цветущие летом;
— растения, расцветающие в осеннее время;
— деревья, цветущие зимой и радующие глаз при снеге;
— растения и деревья, покрывающиеся весной нежно-зеленой листвой и тем самым открывающие свою красоту людям;
— деревья с густой кроной, способной укрыть утомленного странника в знойный летний полдень;
— деревья, интересные игрой разнообразных цветков на пожелтевшей листве;
— деревья, на которых в весеннее и летнее время можно увидеть плоды;
— деревья, открывающие свою красоту людям зимой, сбросив листву и обнажив своеобразные стволы и искривленные ветви.
Такая классификация несколько поэтична и приемлема более в познавательном отношении, нежели в практическом. Если вы решили выращивать бонсай, вам необходимо прежде всего узнать общие правила и закономерности разведения растений. Кроме этого, нужно выбрать соответствующие инструменты для ухода и средства для декорирования.
Следует планомерно развивать навыки увлечения бонсай, не торопясь, познавая это искусство шаг за шагом. Отправной точкой будет правильный выбор дерева, кустарника или лианы для выращивания бонсай, так как в разных климатических условиях растения приживаются по-разному. Например, в географических зонах с резко континентальным климатом рекомендуется использовать хвойные растения.
При помощи периодического подрезания и формирования ветвей с использованием проволоки растению придается желаемая форма.
Когда ствол и ветви дерева сформировались, его необходимо пересадить в другой контейнер, обязательно соблюдая осторожность, чтобы не повредить корни растения. Для нормального развития дерево необходимо пересаживать, так как ему нужен свежий грунт.
Достаточное количество солнечного света – еще один немаловажный момент в выращивании бонсай, а также полное отсутствие вредителей.
Способы и приемы разведения бонсай сегодня можно найти во многих книгах по растениеводству, однако художественное восприятие зависит только от мастера.
Решив заниматься бонсай, не стоит пугаться кажущихся трудностей, необходимые навыки придут лишь к внимательному и наблюдательному человеку, постепенно выработаются умения в оценивании правильности форм и верности линий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Индасад
Добавить комментарий

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Adblock
detector