Садовые скульптуры: все о стилях, материалах и правилах использования в садовых ансамблях

При упоминании садовых аксессуаров на ум приходят разнообразные горшечные, очаровательные фонтаны, забавные стилизованные предметы и, безусловно, садовые скульптуры. Они никогда не выходят из моды, ведь являются классическими украшениями парковых и садовых ансамблей вот уже несколько тысячелетий. Впервые скульптуры в качестве декоративного элемента оформления ландшафтов активно начали использовать в Древней Греции и Риме, оживляя пышные эллинистические и римские ансамбли совершенными произведениями искусства. Несмотря на то, что время и мода меняются, и сегодня первыми при упоминании садовых скульптур на ум приходят мраморные статуи богов и нимф, ассоциирующиеся с золотым веком скульптуры. Но и материалы, и формы не стоят на месте: авангардистские, абстрактные, современные скульптуры расширяют палитру садового декора наряду с классическими изображениями и тематическими образами. Словно каменные гости, они венчают собой стилистическое оформление сада, придают ансамблям завершенность, эффект обжитости, добавляют к пышной растительности элемент художественного образа.

Сегодня в ассортименте садовых скульптур можно встретить как самые современные направления искусства и новейшие материалы, так и лучшие творения из минувших эпох. Специализированные магазины могут предложить огромный ассортимент – от классических купидонов до африканских масок, от очаровательных сельских животных до утонченных башен сказочных замков и китайских пагод. Фактически, разнообразие садовых скульптур такое же, как и разнообразие стилей ландшафтного дизайна. Удобнее всего их классифицировать не по периоду происхождения и тематике, а именно по направлению садового дизайна, в котором их можно использовать: главные аксессуары садовых ансамблей призваны красоваться в определенном пейзаже и логично разделять их именно по этому параметру.

Рассмотрим подробней отдельные стилистические группы садовых скульптур и сферы их использования в ландшафтном дизайне.

Скульптуры в античном стиле, изображающие богов или мифических существ уместны в садах регулярных стилей, но они также считаются атрибутом античного направления средиземноморского течения и будут уместны в английских садах. Типичный пример античной скульптуры – белоснежные или светлые классические амфоры, статуи, разнообразные колонны и полуколонны, беседки в классическом стиле, портики и фрагменты барельефов, массивный вазон с завитками в стиле колонн или настенный фонтан в римском стиле. Неизменное условие использования таких скульптур в оформлении сада – классический стиль дома. Их можно установить у классического пруда со строгим бордюром и кувшинками, увитой девичьим виноградом стены, стриженой изгороди, в качестве украшения аллеи из деревьев со строго подстриженными кронами. Они должны доминировать над фоном, как бы парить над ним.

Средиземноморские сады, буквально купающиеся в пряных ароматах и ярком южном солнце, дарят нам совсем другие скульптуры, напоминающие об отпуске и любимых странах. Чаще всего под средиземноморскими садовыми скульптурами понимают итальянские, ведь именно эта страна чаще всего служит источником вдохновения для оформления садов в средиземноморском стиле. Псевдоантичные бюсты на колоннах, небольшие амфоры, кувшины с надколами, фонтаны с купидонами и нимфами, терракотовые небольшие фигурки и контейнеры для растений … Они лучше всего смотрятся на мощеных площадках или цветниках в компании горшечных садов. Скульптуры в средиземноморском стиле размещают не на фоне зелени, а как бы утопающими в ней.

Скульптуры в стиле кантри напоминают о деревенских пасторалях, они должны вписываться в самое сентиментальное и наполненное милыми деталями направление садового дизайна. Скульптура в этом стиле может быть выполнена из любого материала – от камня и его имитаций до керамики, кованых изделий, плетеных предметов, стекловолокна и даже пластика. Главное – чтобы она была естественной и напоминала о сельской жизни и ностальгии детских каникул у бабушки. Оригинальные мельницы, старинные тачки, колонки, повозки, водоплавающие птицы, лягушки, ежи, очаровательные овечки, курочки и гуси, кошки и собаки и даже сказочные русалки, эльфы гномы – выбирайте то, что вызывает у вас умиление. Правда, желательно выбирать скульптуры из одной тематической группы или серии и не перебарщивать с деталями. Отдельное направление в садовой скульптуре посвящено голландскому стилю, который в качестве идей для скульптур использует бытовые предметы – велосипеды, мельницы, колеса и пр., а также миниатюры замков и коттеджей. Чаще всего сельские скульптуры устанавливают так, чтобы ими можно было любоваться – неподалеку от зон отдыха, дорожек (а то и вовсе на них!), в палисаднике, на газоне.

Современные сады совсем другие. Здесь на первом плане оригинальные формы, художественные образы и дизайнерские находки. Линии и материалы – подчеркнуто современные, они должны поддерживать материалы построек. Натуральный камень и ковка постепенно уступают место хромированному металлу, стеклу, литому бетону. Сегодня в продаже можно найти и скульптуры узкой тематики – для японских, английских (львы, вазоны на ножках и пр.), китайских садов.

Что касается материалов, то по-прежнему самым модным материалом для садовой скульптуры остается камень, отличающийся необыкновенными текстурами, создающий особенную атмосферу и удивительно долговечный. Каменные скульптуры не пострадают от перепадов температур, не повредятся в результате воздействия влаги. Но они необычайно дороги, а крупные – тем более, и далеко не каждый садовод может позволить себе такое трудное в транспортировке и ценное украшение. Сегодня каменные и гипсовые традиционные скульптуры уступают современным технологиям, которые позволяют сделать садовые скульптуры доступными и, к тому же, легки в работе. Один из лучших имитирующих камень материалов – шамот, крупнозернистая глина, из которой можно изготовить практически любую форму, сохранив при этом «каменную» цветовую палитру и текстуру со щербинками и трещинками. Но недостатков у этого материала немало: он гигроскопичен, что оборачивается настоящим разрушением скульптур зимой, нуждается в водоотталкивающей обработке специальными смесями или заворачивании перед холодами в полиэтиленовую пленку. Еще более доступным является искусственный камень, то есть бетон. Декоративный бетон сегодня удивительно вариативен, он может подражать фактически любым фактурам, а цена его непосредственно зависит от основы – кварцевого песка или натуральной крошки из отдельных пород камней. Плюсом бетона является вариативность цветовой гаммы, которую обогащают благодаря пигментам – от снежно-белого подобно гипсу до нежно-розового (как элитный итальянский мрамор). А обработка поверхности специальными составами позволяет получить текстуры, не уступающие по декоративности натуральным. Бетон не просто долговечен, но и водо- и термостоек.

Подбирая садовые скульптуры, следует учитывать не только стилистическое оформление сада и соответствие скульптуры выбранному дизайну, но и пропорции. Массивные, крупные скульптуры неуместны в саду с небольшим дачным домиком, они должны использоваться только там, где постройки достаточно крупные и только в больших садах: на небольшой площади такие скульптуры будут производить тревожное, гнетущее впечатление и сад будет казаться совсем крошечным. Точно также и небольшие скульптурки в крупных садах и возле массивных насаждений будут совершенно незаметными. Они, для того, чтобы раскрылась их декоративность, нуждаются в специальных подставках и пьедесталах. Учитывайте и конкретное место: маленькие, пасторальные детали уместны в зонах отдыха и там, где ими можно любоваться, а если скульптура служит акцентом на удалении, она должна быть достаточно броской и массивной.

Как и любое украшение, скульптуры следует использовать с умом, ведь слишком большое их число приведет к обратному эффекту. Подбирая для своего сада скульптуры, помните, что с одной точки обзора должна быть видна только одна скульптура или скульптурная группа и ни в коем случае не больше. Только так скульптуры будут настоящими сокровищами вашего сада.

Ни одна скульптура не заменит собой продуманную внутреннюю структуру сада и красоту растений. Скульптуры нельзя использовать для того, чтобы скрыть недостатки, ведь они являются венчающими, привлекающими внимание к наиболее выигрышным элементам дизайна акцентами, а не маскирующими аксессуарами. Их расставляют в саду так, чтобы подчеркнуть лучшие ансамбли и композиции. В строгом по геометрии саду их расставляют в центре важной зоны или объекта, на пересечениях дорожек, на ступенях лестниц, балюстрадах и пролетах, в углах площадок, входов или дальнего конца дорожек и аллей для усиления перспективы. В пейзажном саду скульптуры расставляют по другому, не подчеркивая линии, а максимально отвлекая от них внимание, со смещением от центра и краев, асимметрично. Чтобы определить место для скульптуры в таком саду, встаньте в точке обзора, отметьте вертикаль, на которую первым падает взгляд, и сместитесь от нее на метр-другой в сторону входа.

Используйте скульптуры по всем законам живописи и композиции, так, чтобы образ, передаваемый садовой скульптурой, был в гармонии с природой и пейзажем. Так, животные расставляют на травке или закутывают в растения, амфоры и прочую утварь расставляют на площадках или гравии, скульптуры в полный рост – так, чтобы создавался эффект естественности, а пагоды – у воды и т.д. Садовые скульптуры размещают так, чтобы в любое время года они смотрелись выигрышно на фоне окружения.

Как бы замечательно ваши скульптуры не смотрелись, всегда заботьтесь об их сохранности и безопасности, учитывайте ветровую обстановку и влажность. Крайне важно чтобы любая, даже самая маленькая скульптура была надежно укреплена и защищена от падений в случае ураганов и штормов. Под скульптуры, стоящие на почве, обязательно подложите постамент – каменную, бетонную плитку или доску.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Индасад
Добавить комментарий

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Adblock
detector